ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ
На лице его нет в маски искаженного смехом лица, как у героя Гюго
Но он улыбается. Хорошо ему, весело – смеется. Сомневается – улыбается ехидно. Приходит в ярость — судорога смеха проходит по губам. А в финале он танцует фламенко, точнее — обозначает движениями крепкого, тренированного тела, поднимает большие ладони и улыбается, непрерывно улыбается одним ртом, а слезы текут и текут из глаз грустного клоуна, который уходит уже в трагические пласты…
В этом месте спектакля я вспомнила рассказ актрисы Инги Мысовской, как она искала «зерно образа» Сары в «Иванове». Посмотрев фильм «Лев зимой» с Кэтрин Хепберн в роли королевы, брошенной любимым мужем, — в прекрасных глазах актрисы стояли слезы, которые ни разу не пролились — Инга поняла все про Сару. Та все время улыбается: ей плохо, больно, ее унижают – улыбка не сходит с ее лица.
Конечно, простенькой одноактной пьесе Тонино Гуэрра далеко до таких чеховских глубин. Она вообще очень забавная, начиная с появления в квартире синьора ( желающего свести счеты с жизнью) настырной «агентши» по рекламе стиральных средств (как тут не вспомнить назойливую рекламу Тайда: «Тогда мы идем к вам!»). А синьор, интеллигентного вида, при очках и при галстуке, напрасно пытается от нее отделаться. Синьорина пичкает его все новыми историями об агрессивных мужчинах, нападающих на бедных овечек — рекламных агентов (ее смелые фантазии, смешно преломленные восприятием воспитанного синьора, мы видим силуэтами в театре теней:Анна Мельникова –Александр Котелков).
И это прием очень «феллинивский», ведь Гуэрра, замечательный поэт, писатель и сценарист, писал сценарии к его странным фильмам, где фантазии и реальность неразделимы.
Когда я шла на просмотр в муниципальный театр « Версию», где по гранту СТД России показывал эскиз будущего спектакля «Четвертый стул» актер и режиссер Юрий Лапшин, я не знала ни автора пьесы, ни о чем она.Попала даже не на показ,а на его «генеральный прогон». С остановками, с режиссерскими замечаниями, повторами трудных кусков, отработкой пластических мест – шаг за шагом, жест за жестом. Консультирует великолепный хореограф Светлана Титова, она на глазах выстраивала изящный рисунок теней за занавеской, и режиссировала движения девушки из рекламного агентства (ее очень комично изображает Василиса Белькова), и подсказывала герою в финале ( а его играет сам Лапшин, приглушивший для этой роли свой неуемный энергетический мотор), как ему распорядиться разбросанными по сцене тряпками. Но…она не делала ему замечаний по фламенко.
Да,я видела только черновой вариант и ждала, признаться, развязки в духе легкой комедии, сентиментальной пьесы или…продукта итальянского неореализма. Как будто по нему и вышло. Синьор, впервые разговорившись после бегства жены, оттаивает и выкладывает первой встречной все, даже свои тайные фобии, а она… ее интересуют только стулья по бросовой цене.Синьорина уходит ,синьор танцует, и слезы текут и текут из его глаз, улыбка кривит его губы. Пусть не улыбка плачущей Мазини в «Ночах Кабирии», но есть рифма, отсылка к ней, и рифма сильная.Я не знаю, как сыграет эту сцену большой актер Юрий Лапшин на показах, будет ли он еще ее играть. Но знаю, что в это воскресенье, на полупоказе-полурепетиции случились редкие мгновения катарсиса, за что мы и ходим в театр.
Я все думала после этой «простенькой» пьесы, за что ушла жена от такого благовоспитанного, положительного господина? И читала про Тонино. Он подарил своей русской жене Лоре птичью клетку, которую заполнял любовными посланиями на итальянском.
«Тонино может подарить мне глиняный античный черепок, этрусские бусы, старинное венецианское стекло. Слова. Воздух. Ароматы», —рассказывала Лора.
Вот! А герой пьесы в день свадьбы ничего не мог придумать романтичней, чем дать жене…денег, да еще часть из них назад забрать. Человек, который не умеет дарить подарки.
«Разве может быть запрограммированное, ожидаемое, запланированное счастье? ! … Не-а… Господи, как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам; мы перестали делать большие и хорошие глупости… , — говорит Ипполит Брагинского и Рязанова – самый неромантичный их герой. Так вот, именно синьорина Реклама, нахально вторгшаяся в чужую квартиру, которая темпераментна, практична и чувствительна, как истинная итальянка, именно она пробудила к жизни синьора Благовоспитанность. И танец его босиком, его странный смех и катящиеся по щекам слезы -это танец освобождения.
Нашла совсем коротенькую историю Гуэрро, он таких по страницам книг рассыпал во множестве.
Ожидание
Он был так влюблён, что не выходил из дома и сидел у самой двери, чтобы сразу же обнять её, как только она позвонит в дверь и скажет, что тоже любит его. В голове звучал один вопрос: «Ты меня любишь?»
Но она не позвонила, а он сделался старым. Однажды, кто-то тихо постучался в его дверь, а он испугался и убежал, чтобы спрятаться за шкаф…
Еще проше, еще меньше слов… Если кто-нибудь мог бы это поставить, то Лапшин.
Ирина Крайнова
Источник: https://irin-krainov1.livejournal.com/313891.html?utm_source=vksharing&utm_medium=social