ВОИНА И МИР НА ТРЕХ СЦЕНАХ
ПРЕМЬЕРЫ
Саратовские театры отметили 65-летие Победы постановками на военную тему.
Муниципальный театр «Версия», которому исполняется 20 лет, поставил музыкальнодраматический спектакль «Поле войны» (режиссер -художественный руководитель театра Виктор Сергиенко). Артист Владимир Кабанов создал литературномузыкальную композицию, посвященную отцу-ветерану и всем фронтовикам. Режиссер добавил документальности с помощью кинохроники и фронтовых газет. Здесь всего двое действующих лиц — Он (Кабанов) и Она (актриса Татьяна Чупикова). Они читают газетные заметки и стихи на экспрессивном, изменчивом кинофоне войны. А еще очень выразительно поют под гитару, особенно всем известную песню «Жди меня». В их «репертуаре» также полузабытая «Фронтовая застольная» с бесконечным множеством куплетов, редко исполняемое «Поле памяти» («Нет конца ему, полю памяти»)… Спектакль получился сильным, впечатляющим, на него теперь даже школьников и студентов водят для «эмоциональной встряски».
Литературномузыкальную композицию «Он вчера не вернулся из боя» показала на днях саратовская академдрама. Ее автор и режиссер -заслуженный артист России Виктор Мамонов, Мастер подобных композиций, сценарист всех «капустников» и вечеров драмы. Здесь дана жизнь одной фронтовой бригады, выступающей с песнями, танцами, стихами, даже с частушками, В поэтическую ткань спектакля вплетены рассказы и письма участников Отечественной войны, не все из которых дожили до Победы. Звучат строки лучших поэтов военной поры. Михаил Кульчицкий и Александр Твардовский, Константин Симонов и Павел Коган, Эдуард Багрицкий и Семен Гудзенко, Давид Самойлов и Борис Слуцкий, Виктор Костров — из них складывается коллективный, очень симпатичный портрет поколения «сороковых роковых». Неповторимые, очаровательные мелодии военных лет тревожат нашу эмоциональную память. Видеоряд военной хроники насыщает ее еще больше. В спектакле участвуют все ведущие артисты театра (Елена Блохина, Эльвира Данилина, Игорь Баголей, Виктор Мамонов, Владимир Назаров, Валерий Малинин, Александр Кузьмин, Григорий Алексеев, и др.).
А в тюзе Киселева — «Завтра была война». Там дипломники Юрия Ошерова сыграли старшеклассников в инсценировке знаменитой повести Бориса Васильева. Постановщики -актрисы Елена Краснова (по ее инсценировке и поставлен спектакль) и Виктория Самохина. Образ довоенной юности, счастливой, несмотря ни на что, создают декорации Юлии Соколовой (изысканный золотисто-осенний задник, парты, расписанные желтыми листиками, листья под ногами и над головой). Образ ностальгический — Вика Люберецкая кружится и играет охапками листьев перед тем, как покончить жизнь самоубийством. И отчасти наивный: все первые объяснения влюбленных происходят на детской качалке во дворе. Они были обыкновенные: «списывали и подсказывали, отвечали и решали, сочиняли записки, обижались, назначали свидания, плакали тайком». Но первый бой они приняли еще до войны, когда защищали свою одноклассницу — дочь репрессированного, А потом… потом был 41-й год и мало кто из них дожил до Победы. Юные питомцы Юрия Ошерова могли и не делать эту работу: у них достаточно спектаклей в зачете. Но они загорелись и репетировали в абсолютно не «театральное» время — в 8 утра. За полтора месяца они узнали об этом поколении все: как оно взрослело, любило, страдало, ненавидело, почему «необстрелянные ребята устояли против махины, которая завоевала всю Европу, почти полмира». Как замечает наставник молодых актеров, они, готовя спектакль о «предвойне», стали и взрослее, и мудрее.