Кто поможет муниципальному театру обжиться в Заводском районе?
Коллектив энтузиастов-профессионалов, давно ставший визитной карточкой Саратова, муниципальный театр «Версия», после двадцати с лишним лет скитаний по различным площадкам обрёл свой дом. В прошлом году администрация областного центра предложила труппе перебраться в бывший кинотеатр «Темп». Однако новоселье по различным причинам хозяйственного толка пока не состоялось. Выяснилось, что нужно немало средств, чтобы привести обветшавшее здание в порядок.
Рациональное зерно
Поводов обратить особое и пристальное внимание на «Версию» хоть отбавляй. Бессменный художественный руководитель коллектива Виктор СЕРГИЕНКО 8 февраля отпраздновал юбилей — 65 лет. Осенью четверть века отметит и сам театр.
Виктор Владимирович, с которым мы повстречались, о прошедшем говорит так:
— Мы пережили многое: и лихие 90-е, и дефолты, и относительно стабильные годы, но до культуры у власти по большому счёту руки не доходили. Порядок вещей был таким: появлялись люди, которые были готовы, пребывая в постоянном экстриме и преследуя благородные цели, себя реализовать, и вот тогда получалось. Причём не благодаря, а вопреки.
С другой стороны, если бы люди, желающие нам помочь, не видели рационального зерна в том, что мы делаем, если бы не ощущали, что у нас есть перспективы и что мы предлагаем доброкачественные вещи в художественном и эстетическом плане, то, наверное, мы бы закончились уже очень давно…
Сегодня «Версия» находится под крышей бывшего ДК авиазавода в Заводском районе, где располагается Городской центр национальных культур. Крошечный зал способен вместить чуть более сотни зрителей. Таких залов по 5-7 штук встретишь сегодня в современных кинотеатрах. Там крутят новые фильмы о Рокки и «Кунг-Фу Панду-3».
В ДК авиазавода благодаря стараниям театрального коллектива «крутят» ОСТРОВСКОГО, Нину САДУР, современных французских драматургов, различные детские спектакли. Товар штучный. Реализуемый не с экрана, но со сцены. Зритель эту эксклюзивность ценит, и потому на спектаклях «Версии» всегда аншлаг.
В малом зале, где идут спектакли, когда-то проводились лекции. С помощью добровольных помощников тут многое удалось оживить. Но трудностей хватает. Спектаклей идущих — полтора десятка. Для каждого — свои декорации. Хранить их негде.
За разговором мы переместились собственно в зал, где Виктор Владимирович рассказал, как помещение становилось театральным. В частности, благодаря поддержке члена Совета Федераций Михаила ИСАЕВА, депутата Саратовской городской думы Татьяны НИКОНОВОЙ. Городская администрация помогла с ремонтом, выделила средства на автобус…
Интересуюсь, собираются ли власти оставить эту сцену за театром. Сергиенко полагает, что это было бы правильно. С другой стороны, рядом большой зал, где базируется городской рок-клуб. А слышимость хорошая. И это не нормально, такое соседство. Театр всё-таки требует особой обстановки.
С думой о зрителях завтрашнего дня
Виктор Владимирович рассказал, что раньше театр «Версия» спонсоров не искал. Это были единичные случаи.
— Помню, нам нужно было поехать на фестиваль в Ярославль, — вспоминает главреж. — Мы обратились к тогдашнему мэру Юрию АКСЁНЕНКО. Он собрал людей в своём кабинете, сказал: «Дело нужное? Нужное. На имидж города работает? Работает. Так, вот ты дашь денег, ты…» Да, это были спонсорские средства, но они свалились на нас с подачи администрации.
А вот сегодня «Версия» оказалась перед необходимостью обратиться за помощью к представителям бизнеса, общественным организациям, которые могут помочь привлечь какие-то средства. И ясно как день: если найдутся люди, которые поддержат становление театра «Версия» в новом качестве — стационарного, репертуарного, то это останется нашим детям.
— Соответственно, и некая содержательность духовной жизни города будет богаче! — уверен Сергиенко. — И от этого выиграют все. Кстати, раз уж заговорили о детях… У нас сегодня детских спектаклей даже больше, чем взрослых. Мы готовим зрителей завтрашнего дня. Нас ждут, нас хотят видеть. Но мы не справимся сами.
То, что саратовские власти в лице управления по культуре помогали, добавляло коллективу почвы под ногами (уже сделана шикарная сцена), но чтобы привести «Темп» в порядок, этого мало. О каких суммах идёт речь? Организация, которая делала сцену, представила смету на 4 млн. Данных средств хватит, чтобы театр смог начать работать. Но главреж понимает, что и это пока нереально.
— Вот сейчас пришёл с совещания, на котором прикидывали, на чём можно сэкономить, — признаётся Сергиенко. — Думаю, два миллиона — это та сумма, которая позволит нам открыться.
Работать нужно в «Темпе»
Всё-таки странно, что в наше время власть способна на гуманные поступки. Кинотеатром «Темп» можно было распорядиться как угодно. Отдали бы коммерсантам под офисы, и это совершенно точно никого не удивило бы.
— Мы приняли предложение переехать в «Темп», отдавая себе отчёт в том, что здание, которое нам передают, не функционировало должным образом многие годы. Оно не могло не ветшать и не приходить в упадок. Из него не могла не выветриваться атмосфера намоленного храма культуры, — признаётся Виктор Владимирович.
Когда приступали к ремонту сцены, то была мысль использовать её запущенность, все эти недоработки в художественном отношении. Пришло в голову, что это мог быть спектакль «Остров сокровищ». Думали, к Новому году успеть. Но что-то остановило.
— Мы непременно попали бы в историю в связи с тем, что в зале очень холодно, — говорит Виктор Владимирович. — Это сейчас мы многое решили по подаче тепла, что-то рассверлили, дополнительные батареи установили. В зале сегодня вполне комфортно. О себе же думаем в последнюю очередь. Я говорю о гримёрке, служебных помещениях.
Сергиенко признаёт, что есть своя прелесть в спектаклях камерного направления, когда артисты играют очень близко к зрителю. Но есть пьесы, которые здесь нельзя реализовать. Их в театре пока складывают в портфель. До лучших времён.
В «Темпе» зал человек на триста. Главрежу представляется, что это оптимальная цифра. Условия большого здания и большой сцены задают другие параметры — от количества зрителей до производственного и творческого процесса.
Кстати, кинобудку демонтировать не собираются. Потому что летом или в окнах между спектаклями можно тут и кино демонстрировать. Артхаус, разумеется, не мейнстрим. С мейнстримом в Саратове проблем нет. Получится такой кинотеатральный центр.
— У нас появляется много новых артистов, — рассказывает Сергиенко. — Обновление идёт во всех отношениях. Так что у нас сдержанный оптимизм по поводу происходящего. Понятно, что где тонко, там и рвется. Не найдём мы, к примеру, 500 тысяч и не сможем провести разводку от силовой на сцену. А это серьёзная работа, техника безопасности. Значит, осенью не откроемся. А не откроемся осенью — кто знает, как дальше жизнь сложится. Сколько будет доллар стоить… Зависнем, а висеть долго не сможем. Я никак не смогу убедить тех самых молодых артистов, что есть смысл терпеть, ждать. Не смогу и пойму, когда они попытаются устроить свою жизнь каким-то другим образом.
Специфика такого малого театра, как «Версия», в том, что его участники по-человечески спаяны друг с другом. И когда выбывает какая-то «ячейка», менять её всегда трудно. В театре практически нет вторых составов. Это значит, что начнётся полоса безвременья в душах. И могут начаться необратимые процессы. Театр — дело живое.
— У нас очень важен человеческий фактор, — продолжает Виктор Владимирович. — Он много раз срабатывал. Но всё равно есть предел. Нельзя бесконечно эксплуатировать энтузиазм и чистые намерения.
Быть или не быть
За время нашего разговора Виктор Владимирович вспоминал театры, которые начинались как студийные, но у которых впоследствии появились свои дома. Например, «Табакерку».
Потребность в собственном жилище есть не только у человека. Хватит уже муниципальному театру мыкаться по съёмным квартирам. Прошли участники «Версии» через многое. Когда арендовали зал в кинотеатре «Победа», в фойе проводились выставки гадов, они шипели, кричали экзотические птицы, выли гиены, а за стенкой шёл спектакль.
Сергиенко характеризует театр как сообщество актёров и зрителей, общающихся на каком-то трепетном и духовном уровне. Давно ведь сказано про театр — «Священнодействуй или убирайся вон!»
В традициях россиян собирать с миру по нитке, чтобы накормить и одеть голодного и раздетого. В традициях собирать деньги на храм, и каждый всегда стремился внести свою лепту. Почему бы не бросить клич и не обратиться к жителям областного центра с просьбой помочь театру «Версия»? Ведь театр — тоже храм. Храм искусства.
Вот где, к слову, могла бы подключиться Общественная палата региона. Если она действительно ратует за интересы населения. Не всё же по рынкам бродить, пора и о духовной пище задуматься.
Вот где и городские власти могли бы доказать, что культура в Саратове в приоритете, а не пустой звук.
Сегодня вопрос стоит так: либо самобытный театр в Саратове укоренится, либо он потихонечку замрёт. Людям ведь хочется прийти в красивое здание, дамам — надеть вечерние платья, мужчинам — шикарные костюмы. Хочется провести красивый запоминающийся вечер. А сейчас то место, где играют актёры «Версии», больше походит на забегаловку или, как выразился Виктор Владимирович, театральное бистро.
Главреж полагает, что «Версия» заслужила право иметь свой дом. А молодые актёры, которые сегодня охотно идут в муниципальный театр, «имеют полное право не начинать так, как начинали мы».
…Говорят, что добрые дела человек делает в первую очередь для себя. Так и в случае с саратовским муниципальным театром «Версия». Помогут заинтересованные лица, вложат средства в развитие замечательного коллектива, значит, их дети будут расти в городе, который по праву сможет претендовать на звание культурной столицы Поволжья.
Деньги в данном случае, как у ГОНЧАРОВА в «Обыкновенной истории», станут вещественными доказательствами невещественных отношений. Отношений между творческим коллективом и благодарными зрителями.
Автор: Павел Веденеев
Московский комсомолец в Саратове, № 8, 17 февраля 2016 года. С. 27.
Интернет-версия: http://saratov.mk.ru/articles/2016/02/17/kto-pomozhet-municipalnomu-teatru-obzhitsya-v-zavodskom-rayone.html