Это первая персональная ретроспективная выставка художника на Волге и в Радищевском музее. Здесь есть все темы и разделы юбилейной выставки Бориса Мессерера в 2013 году в Третьяковской галерее.
Она посвящается большому отрезку времени: с конца 60-х до 2000-х годов. Экспозиция объемна и содержит до 90 работ – самая большая ретроспектива художника вне Москвы. Здесь есть и нежные акварели, в которых решены портреты двух прекрасных женщин – жены (Белла Ахмадулина) и сестры (Майя Плисецкая). И строгая черно-белая графика петербургских каналов и набережных. И цветные ритмические композиции, которые, казалось бы, вибрируют и звучат. Кстати, написаны они еще в конце 60-х, а не сейчас, когда беспредметной живописью уже никого не удивишь. Как пишет искусствовед Любовь Яхонтова, «выставка дает возможность проследить эволюцию творчества художника, его эстетических пристрастий, новаций, технических предпочтений и взаимопроникновений разных видов его деятельности, раздвигающих жанровые и видовые границы, и составляющих особенности безошибочно узнаваемого языка его работ. Он из того мятежного поколения 60-х, которое пришло в изобразительное искусство, литературу, театр, дерзновенно меняя ригористический дух советского искусства».
Борис Мессерер, увлекшись офортом, сумел так усовершенствовать технологию его изготовления, что работы художника достигают трех метров в длину. Это броские объемные композиции с танцующими фигурами, кувшинами или – пилами. Но больше всего меня впечатлили большие живописные полотна, эффектные, стильные, где форма упрощена и укрупнена, где складки одежды рифмуются с интерьером комнаты, где господствует геометрия в клетку или в полоску. Эти работы «с головой выдают» их автора – прежде всего замечательного театрального художника из знаменитой семьи.
Мессерер – действительный член Российской академии художеств, академик, секретарь отделения художников театра и кино академии художеств, лауреат Государственных премий,член Союзов художников, театральных деятелей, дизайнеров и кинематографистов, лауреат «Хрустальной Турандот» и «Золотой маски» – 2016 .
Борис Асафович приехал на свой вернисаж и после открытия выставки долго и подробно отвечал на вопросы слушателей в Петровском зале. А рассказчик он отличный. К тому же пером владеет прекрасно. Написал большую книгу воспоминаний о Белле – она выйдет осенью. Отрывки и целые главы из книги печатали толстые журналы.
Вел ли Борис Асафович дневники, был ли он протестным художником, его дружба с писателями-диссидентами, бардами – особенно с Высоцким и Окуджавой; с Венедиктом Ерофеевым – все интересовало поклонников художника .Больше всего столичный гость рассказывал о Веничке, какой он был большой, красивый, не вписывающийся в никакие рамки. Поведал о дружбе с легендарным Юрием Любимовым, с которым автору выставки посчастливилось ставить спектакль.
Беседа с мэтром живописи и театра сопровождалась мерным и спокойным чтением стихов Ахмадулиной. Манера подачи их ведущей актрисой тюза Киселева и театра «Версия» Татьяной Чупиковой совсем не похожа на певучее, чуть нервное исполнение самой Беллы. Но все образы она доносит точно. «Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной», сходную с импрессионизмом в живописи, отметил Дмитрий Быков, говоря об «ощущении цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни — с беспомощностью, забитость — с победительностью». Вот что писала Белла Веничке Ерофееву – их общему с Борисом любимцу:
Кто знает – вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно благодарю я мир…
Ирина Крайнова «САРЫТАУН.АРТ», 16. 07. 2016 г. http://irin-krainov1.livejournal.com/177804.html